ШКОЛЫ БУДУТ БОРОТЬСЯ ЗА УЧЕНИКОВ

09 сент. 2009 г., 7:09
318
Совсем скоро вновь откроют свои двери десятки образовательных учреждений района. Самые продолжительные школьные каникулы подходят к концу. В новом 2009-2010 учебном году учителей, учеников и их родителей ждут изменения в образовательном процессе. О подготовке школ к новому учебному году нам рассказала заместитель начальника районного управления образования В.Н.Смирнова.
- Валентина Николаевна, самый главный вопрос – готовы ли школы к новому учебному году?
- В настоящее время у нас только три проблемных школы – в поселке Верея, где проводится ремонт кровли, Ликино-Дулевская школа № 3, где еще не завершены работы по пожарной безопасности, и Горская школа. В этом году резко возросли требования пожарного контроля, и Горская основная общеобразовательная школа с трудом входит в новые правила, но к началу учебного года все эти вопросы будут решены. Остальные учебные заведения готовятся согласно утвержденному графику, проблем с приемкой у них нет. Могу заверить, что к 1 сентября все 103 районных учреждения образования откроют свои двери для учащихся.
- Помнится, еще несколько лет назад школы ощущали дефицит в молодых учителях.
- Эта проблема уже не стоит так остро, как раньше. В этом году мы дали заявку всего на 15 молодых педагогов – это немного. В целом все школы полностью укомплектованы преподавательским составом. Это момент обусловлен рядом факторов. Во-первых, происходит сокращение количества детей, следовательно, уменьшаются классы и нагрузка на учителей, они уже не нужны в таком количестве, как ранее. Во-вторых, на территории района имеется несколько высших учебных заведений, которые готовят прекрасных специалистов и обеспечивают потребности образовательных учреждений в кадрах.
- Как известно, система образования в нашей стране постоянно реформируется. Ожидаются ли какие-то изменения в этом году?
- С 1 сентября во всех школах муниципальной системы образования вводится новый учебный план. В 2004 году он появился лишь в некоторых школах как экспериментальный, но с этого года уже введен во всех образовательных учреждениях Московской области. Главное его отличие от предыдущего – переход на профильное обучение. Проще говоря, отныне ученик должен осознанно и ответственно подходить к выбору своего дальнейшего пути обучения, он сможет сам решать, каким предметом заниматься более углубленно, а по какому пройти лишь общий курс. Пугаться этого не стоит, учреждения образования продолжат давать государственный стандарт обучения. Вышеуказанные изменения затрагивают старшие классы средней школы. Если школьник не смог определится со своими приоритетами, то он может учиться по универсальной программе.
- А как же быть со статусными школами, гимназиями и лицеями? У них ведь другая программа.
- Да, в этих образовательных учреждениях система выстроена немного по-иному. Здесь упор делается на дополнительных предметах, но, тем не менее, государственный стандарт обучения они дают в полном объеме. К примеру, если школа с углубленным изучением иностранных языков, то в ней учащимся будут давать как основной объем положенных по нормативам знаний, так и дополнительные часы иностранного языка.
- В последнее время ужесточаются требования к питанию школьников. Готовы ли мы обеспечить детей горячими обедами?
- В прошлом году введены новые санитарно-эпидемиологические правила питания, и весь 2008-2009 учебный год районным управлением образования проводилась работа по приведению питания в школах в соответствие с этими требованиями. Требования новых санитарных правил нельзя назвать кардинальными, но они значительно отличаются от ранее действовавших. Прежде всего, усилен контроль за состоянием оборудования, на котором готовятся горячие блюда, качеством продуктов. Изменения в санитарных правилах не сказались на ценах горячих обедов. К примеру, средняя стоимость завтрака в столовых наших школ составляет 15-20 рублей, а обеда - 25-30 рублей. Согласитесь, это недорого.
- Но есть дети из неблагополучных и малообеспеченных семей, они тоже платят за обеды?
- Мы понимаем, что для некоторых семей нет возможности оплачивать питание ребенка, поэтому согласно нормативным документам отдельным категориям учащихся обеды оплачиваются из бюджета района. Распоряжением главы Орехово-Зуевского района А.П. Филиппова к таким категориям относят детей-инвалидов, детей-сирот, детей из малообеспеченных и многодетных семей. Более того, директора школ могут самостоятельно определять дополнительные категории детей, которым питание будет предоставлено бесплатно. К примеру, если родители не могут найти работу или в семье случились какие-то непредвиденные трудные ситуации, то директор на питание ребенка может выделить средства из школьного бюджета.
- А как быть малокомплектным школам и тем, в которых нет пищеблоков и столовых?
- Два образовательных учреждения Орехово-Зуевского района: Горская и Юркинская основные школы - не оснащены собственными столовыми, поэтому горячие обеды туда будут доставляться специализированным комбинатом питания. Его продукция соответствует всем предъявляемым санитарным правилам и нормам. Во всех остальных школах столовые полностью соответствуют предъявляемым требованиям, своевременно проводится ремонт и замена оборудования, мебели, столовых принадлежностей.
- Специфика образовательных учреждений Орехово-Зуевского района – это приличное количество небольших школ. Что с ними будет после 1 сентября?
- Несмотря на то, что наполняемость малокомплектных школ очень мала, мы их не закрываем. Мы продолжим работать, даже если будет один ученик в классе!
- Изменения в образовательной сфере также затронули и учителей. Расскажите об этом подробнее.
- Внесен ряд изменений в Закон «Об образовании РФ», «Об образовании в Московской области» и Уставы образовательных учреждений. Они коснулись главным образом гарантий обучения детей. Государством сделано все, чтобы ученик успешно получил образование, и ответственность за это ложится на учителей. Педагоги будут более тщательно подходить к своей работе, можно сказать, они будут держаться за своих учеников. И если раньше у родителей не было большого выбора, куда отдать детей на обучение, то теперь школы сами вынуждены бороться за каждого своего ученика.
- Финансовый кризис повлиял на образовательные учреждения и педагогов?
- Безусловно, экономические трудности не обошли нас стороной. Сокращен бюджет района, следовательно, уменьшено финансирование школ. Тем не менее, заработная плата учителей не уменьшилась и по-прежнему является стабильной. Средняя зарплата педагогов в Орехово-Зуевском районе — одна из самых высоких в Московской области. Оклады, надбавки – все осталось без изменений, уменьшились только нагрузки, так как детей стало меньше, произошло сокращение штатов. В корне изменился подход к финансированию образовательных учреждений, и если раньше оно зависело от количества классов, то теперь от количества детей. Такой подход плох для малокомплектных и небольших школ, у них не остается возможности привлекать дополнительных педагогов, все средства идут на оплату учителей, входящих в штат. Многое отныне зависит и от директоров школ, если у них есть возможность содержать дополнительных педагогов, то они могут себе это позволить, но, как показывает жизнь, финансовый кризис значительно урезал такие возможности. К примеру, в Ликино-Дулевской гимназии был излишний дополнительный штат из педагогов дополнительного образования – 10 учителей. Содержать такой штат за счет районного бюджета мы не можем, пришлось сокращать ставки. Но это не значит, что дети остались без внеклассных и дополнительных занятий. У нас развита сеть учреждений дополнительного образования – 12 заведений по всему району. Такое количество есть не у каждого района Московской области. В них также произошли корректировки штатных расписаний, но ни о каких закрытиях речи не идет. Все учреждения дополнительного образования готовы к новому учебному году и ждут учеников. Кризис заставил нас думать по-новому, экономить бюджетные деньги, учреждения образования стали жить по средствам.
- В этом году все выпускники школ сдавали ЕГЭ. Вы довольны результатами этого тестирования? Какие выводы сделаны?- Как показала статистика, результаты наших выпускников в целом соответствуют общефедеральным показателям, а в некоторых дисциплинах даже превосходят их. Эти результаты не только показали реальные знания учеников, но и выявили те школы, где учителя не смогли должным образом донести знания до школьников. Мы будем работать с педагогами, учениками, совершенствовать технологию обучения.
- И последний вопрос. Сколько детей 1 сентября пойдут в школу?
- В этом году в образовательные учреждения придут 1078 первоклассников. В 10-е классы – 388 учащихся. Такое небольшое количество старшеклассников связано с тем, что многие ученики решили продолжить свое обучение в профессиональных училищах и техникумах. А общее количество обучаемых в образовательных учреждениях Орехово-Зуевского района составляет 9545 человек. И эти цифры не окончательные, в любой момент в школы могут прийти новые ученики.
Дата обновления контента: 21 февр. 2017 г., 9:55

Подписаться на рассылку