Новые стандарты: за и против

17 марта 2011 г., 2:03
265

С первого сентября 2011 года первоклассники начнут учиться по новым образовательным стандартам. Их принципиальное отличие в том, что появятся дополнительные часы занятий. Какие изменения произойдут в связи с этим? В чем причина нововведений и как все они будут реализованы на практике?

Теперь дети будут больше времени проводить в школе. Первую половину дня, как и прежде, посвятят изучению предметов, а вот послеобеденное время, согласно нововведению, отводится занятиям по интересам. Эдакая продленка для всех первоклассников, но не дольше, чем на два часа в день. "Если раньше система образования ставила целью дать ребенку определенный набор знаний, то сейчас, когда мир постоянно меняется, главная задача педагога - научить человека учиться, заинтересовать его самосовершенствованием", - говорит о философии нового проекта начальник районного управления образования А.Н. Цветков.

Новое расширенное расписание будет постепенно внедряться во всех школах страны - об этом официально заявил министр образования и науки Андрей Фурсенко. Тем не менее, пока не совсем понятно, кто и как должен организовывать досуг учащихся в школах. "Еще не решен вопрос о том, как финансировать дополнительную работу педагогов - это требует больших затрат. Есть проблема и с наличием ставок педагогов дополнительного образования, во время недавней оптимизации они были сокращены примерно в полтора раза, - рассказывает А.Н. Цветков. - Не так давно глава района А.П. Филиппов и Совет депутатов приняли решение о выделении дополнительных средств из муниципального бюджета на увеличение числа ставок педагогов допобразования". В то же время перед педагогами встает вопрос: чем занять ребят в эти два часа, которые появятся в расписании первоклассников с нового учебного года. Будем надеяться, что в школах действительно организуют работу интересных и разнообразных кружков, а не просто введут дополнительные уроки ИЗО и физкультуры.

Когда ребята, начавшие обучение по новым стандартам, окончат основную школу, им позволят самим выбрать, какие предметы изучать в десятом и одиннадцатом классах, а какие нет. Обязательными для изучения останутся только четыре дисциплины - ОБЖ, физкультура, предметы "Россия в мире" и "Проектная деятельность". Остальные предметы будут предоставлены школьнику на выбор, с правом самостоятельно решать, на каком уровне их изучать - минимальном, базовом или углубленном. "Обеспечить ученикам преподавание предметов на разных уровнях будет очень сложно, особенно в сельских школах. Представляете: класс, 25 человек, и все выбрали разные уровни. Фактически надо разбивать класс на три группы и составлять новое расписание. Не может же учитель на одном уроке давать материал по трем программам", - говорит о сложностях внедрения НСО А.Н. Цветков. Всего согласно проекту старшеклассник имеет возможность бесплатно изучать десять предметов. Знания сверх нормы должны будут оплачивать родители ученика.

Но почему систему образования необходимо менять? "Скажу образно - вводится новый, важный предмет, например, информатика, и его, как вагончик, прикрепляют к тому немалому составу предметов, который тащит на себе школьник. Завтра возникнет необходимость изучать нано- технологии, мультимедиа - и что: до бесконечности увеличивать нагрузку на ребенка? А выдержит ли он? Поэтому сейчас было принято решение пересмотреть всю систему образования", - говорит А.Н. Цветков.

Мало кто отрицает, что система образования требует реформирования, но те нововведения, которые предлагает правительство, вызывают множество нареканий, как у специалистов, так и у непрофессионалов. Жители Орехово-Зуевского района тоже не остались в стороне от обсуждения. "Вспоминаю себя в девятом классе - наивный ребенок. Я не могла сама в поход собраться, не то что решить, кем стану в будущем и какие знания мне понадобятся в жизни. В пятнадцать лет хотела стать историком, в шестнадцать - менеджером, а в итоге - работаю бухгалтером. Я против новых стандартов. Если ребенок ошибется с выбором предметов в 9-м классе, он может загубить свое будущее", - высказывает свое мнение жительница г. Ликино-Дулево Ольга Смирнова. "До сих пор не понимаю, зачем в школе изучали высшую математику, будь моя воля, я бы больше времени посвящала литературе и русскому языку, тем более, что с детства мечтала стать журналистом. Жалею, что в свое время у меня не было шанса выбрать предметы. Думаю, новые стандарты открывают школьникам новые возможности, к тому же до десятого класса все предметы остаются на своих местах", - говорит куровчанка Елена Фадеева.

Пока новые стандарты обучения для старшей школы находятся в стадии разработки. В интервью одной из центральных газет министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что не будет утверждать образовательные стандарты для старшей школы, пока общественность, чиновники и разработчики не придут к единому мнению.

Мария ТЮМЕНЕВА

Дата обновления контента: 21 февр. 2017 г., 9:55

Подписаться на рассылку