Детские сады переходят на стандарт

07 окт. 2013 г., 10:10
206

Утверждены государственные Стандарты в дошкольных образовательных учреждениях. Подобный документ для дошкольных образовательных учреждений разрабатывается впервые. Что же ждет малышей и их родителей? Зачем нужен стандарт для дошкольников? К чему готовится воспитателям дошкольных учреждений? Почему родителям советуют по другому смотреть на подготовку ребенка к школе?.

Наш корреспондент беседует с помощником Главы администрации Орехово-Зуевского муниципального района Н. Морозовой.

Реформы, которые происходят в системе образования сегодня вызывают самые противоречивые оценки среди родителей, педагогов и чиновников. После принятия Закона "Об образовании в РФ" за бурными дискуссиями, - "какой быть школе", совершенно потерялись те изменения, которые касаются дошкольного образования.

Не уверена, что специалисты и родители не следят за изменениями в системе дошкольного образования. Те перемены, которые установлены новым Законом, касаются почти каждой семьи, где растут дети в возрасте от 2-х до 7 лет. Сегодня родителей больше интересуют вопросы сокращения очередности в ДОУ и рост оплаты за содержание ребенка в детском саду. Поэтому, возможно не все заметили, что кардинально меняются и принципы дошкольного образования. Все дошкольные учреждения нашего района в скором времени будут работать в соответствии с новым государственным образовательным Стандартом.

Чем вызвано введение нового образовательного Стандарта?

Думаю, что необходимость к введению Стандарта вызвано рядом причин. Многие педагоги и родители сегодня изумленно наблюдают, что вроде бы эрудированные школьники не способны к обобщениям, логическому переносу, мыслят шаблонно, а изъясняются готовыми клише. Одной из причин такого явление является игнорирование естественных этапов психологического развития ребенка в детстве.

Если раньше времени пытаться развивать то, до чего ребенок не дорос или упустить время для развития, происходят серьезные деформации. Сегодня, все больше детей, которые не проживают детство в свойственный для них манере - игре. Родители стремятся обучить ребенка "взрослым" знаниям, умениям и навыкам в самом раннем возрасте. Другой важный момент-здоровье детей. Оно ослабевает и это волнует всех. И, наконец, третье- система дошкольного воспитания строилась на тех исследованиях о ребенке, которые проводились несколько десятилетий назад и не учитывает современных направлений в науке

Новый стандарт уже приобрел приставку - революционный. Почему?

Дошкольное образование признано равноценным начальному, основному и среднему общему образованию, чего не было никогда. Впервые устанавливаются гарантии государства по созданию условий для эффективного развития детей закладываются требования не только в образовательной среде, но и к результатам освоения образовательной программы, уровню квалификации воспитателей, формам организации образовательного процесса. Именно эти составляющие должны соответствовать стандарту. Сегодня родители ждут от детского учреждения не только функций присмотра и ухода за ребенком, но и эффективной работы по его развитию, причем не просто развития, а с учетом индивидуальных особенностей ребенка и без ущерба для здоровья.

Согласитесь, что Стандарт все же вызывает некоторую настороженность. Помните о стандартах в системе общего образования. Сколько возмущенных голосов звучало при их разработке. Теперь вот дошкольный образовательный стандарт, будет ли он отличаться от школьного?

Согласна, что любое начинание переживает три фазы. Первая реакция, - какая это чушь, вторая - в этом что-то есть, и третья, заключительная - кто же этого не знает. Новый государственный образовательный стандарт дошкольного образования имеет мало общего со стандартом в системе общего образования. Он вариативен. Если школьный стандарт предполагает три направления развития ребенка - личностное, предметное и метапредметное, - то в дошкольном стандарте оставили только одно - личностное о том, что дошкольное образование должно получить свой стандарт, было известно давно. С принятием нового закона "Об образовании в РФ " дошкольное образование стало первым уровнем общего образования, и ему потребовался ФГОС - такой же, как и для трех ступеней школы. Однако, в нем есть принципиальное ограничение: никаких аттестаций, экзаменов, оценок и прочих подобных манипуляций над детьми быть не должно.

Вы говорите, что стандартом не предусмотрено никаких аттестаций, но в то же время, утверждаете, что Стандарт содержит требования к результату освоения Программы. Как же проверить уровень освоения Программы детьми

Стандарт действительно не допускает никаких оценок, проведения промежуточной и итоговой аттестации детей, экзаменов и диагностики. Документом определены лишь целевые ориентиры, это социально- психологические характеристики детей. Они не являются предметом жесткой педагогической оценки, поскольку каждый ребенок индивидуален и имеет свою собственную траекторию развития, Стандартов для развития ребенка не существует! С помощью мониторинга на разных этапах можно будет фиксировать уровень развития ребенка, чтобы родители и педагоги понимали, чего ребенок достиг и как работать с ним дальше.

Традиционно считалось, что основная задача ДОУ подготовить ребенка к школе. Что меняет стандарт?

Не детский сад должен готовить ребенка к школе, а школа должна быть готова к разнообразию детей. Дошкольника не нужно учить писать и считать, это функция школы. Главной задачей любого дошкольного учреждения становится работа по развитию личности ребенка, развитию тех процессов, которые составляют основу обучения. Будет наложено табу на любые формы и методы школьной модели обучения, т.е. на, классно- урочную модель образования, которая присутствовала в детских садах (особенно в подготовительных группах). Весь процесс развития ребенка должен осуществляться в рамках ведущей деятельности - игровой.

Но, тогда деятельность дошкольного учреждения вступает в явное противоречие с ожиданиями родителей и учителей, что ребенок перед поступлением в школу должен быть полностью к ней подготовлен.

Процесс обучения - это прежде всего психологический процесс . Для того, чтобы ребенок был готов к школе , нужно не только умение писать и считать, иметь хорошее зрение ,слух и речь , но и обладать высоким уровнем развития тех психических функций, которые лежат в основе обучения: :коммуникабельность, школьная мотивация, произвольное внимание, воображение, наглядно- образное мышление, эмоциональная регуляция поведения и т.д - это фундаментальные линии психического развития детей. Именно эти процессы помогают им отлично запоминать буквы и цифры, понимать суть прочитанного, сочинять рассказ , анализировать условия задачи, находить несколько вариантов ее решения . Процесс дошкольного образования делает главный акцент не на всеобщее ранее обучение чтению и письму , а на развитие тех функций , которые лежат в основе приобретения школьных знаний .

В соответствии с новым Стандартом дошкольного образования весь процесс обучения осуществляется по средствам игры, как с этим соотноситься традиционное убеждением многих родителей: " чем раньше ребенок перестанет играть и овладеет " взрослыми" знаниями и умениями и навыками, тем лучше?

Это ошибочное мнение. Все очень индивидуально. Ребенок не только копия взрослого, он живет по своим законам. Иногда, доверяясь обещаниям сделать из ребенка гения, мы действительно пытались в раннем детстве научить ребенка читать и писать, развивать логическое мышление, не задумываясь, что это ведет к искажению нормального развития малыша. Реакция может появиться не сразу, а спустя годы - неумением строить отношения с другими людьми, гипо и гиперактивностью, тиками, нарушениями речи, детскими неврозами. Стандарты в дошкольном образовании и нужны для того, чтобы определить те области развития, которые вписываются в естественную систему индивидуальности ребенка без вреда здоровью. Это поможет родителям сориентироваться на рынке образовательных услуг.

Значит, от воспитателей дошкольных учреждений потребуется другой уровень подготовки?

В наступающем году Минобрнауки представит окончательный вариант профстандарта дошкольных педагогов. Уже определены основные требования, которым должны соответствовать воспитатели детских садов. Одним из них является высшее образование и знание закономерностей развития детей дошкольного возраста. Воспитатели должны будут уметь планировать и корректировать образовательные задачи исходя из индивидуальных особенностей каждого ребенка. Очевидно, будут внесены коррективы в программы подготовки и переподготовки специалистов.

Сегодня дошкольные учреждения района работают в соответствии с Программами, разработанными на основе федеральных государственных требований (ФГТ), что измениться с введением нового стандарта?

Завершается работа по подготовке основных федеральных Программ дошкольного образования, которые войдут в единый Реестр программ. Это произойдет в конце 2013- начале 2014г. Каждая дошкольная организация будет обязана разработать собственную Программу на основе, включенной в Реестр. Это будет программа не получения знаний, а программа психолого-педагогической поддержки детства.

Как будут распределяться затраты на пребывание ребенка в ДОУ?

Государство берет на себя все расходы по образованию детей, оставляя на родителей затраты на уход и присмотр. При желании родители смогут немного сэкономить на оплате детского сада. Например, если родители выберут кратковременную форму пребывания ребенка в детском саду, которая включает в себя только образовательную часть. В этом случае, родителям можно будет вообще не платить за детский сад, поскольку ребенку не нужно будет готовить, убирать и стирать за ним.

Как отразится введение нового стандарта дошкольного образования на детях, родителях и воспитателях?

Родители будут иметь возможность реально влиять на уровень развития ребенка без опасения ухудшить состояние его здоровья, дополнительной нагрузки на детей не будет. К ним не будут предъявляться единые требования . Надеюсь, что самые первые изменения почувствуют сотрудники наших дошкольных учреждений - значительно сократится бумажная отчетность. А руководители дошкольных учреждений будут заинтересованы в привлечении высококвалифицированных кадров, чтобы обеспечить достойное качество образовательных услуг.

С какого времени планируется переход на новый Стандарт?

Введение ФГОС пойдет поэтапно, сейчас все дошкольные учреждения живут в переходном периоде и 2014 год будет так называемым "пилотным", а затем станет нормой для всех дошкольных образовательных организаций. Системные изменения в дошкольном образовании уже обозначены и требуют действительно большой и серьезной работы.

Дата обновления контента: 21 февр. 2017 г., 9:55

Подписаться на рассылку